За последний месяц я получила столько книг по эффективному родительству! И все это — от братьев и сестер. Спасибо всем! Публикую еще некоторые интересные наблюдения за собой.
* В одном из выпусков «7Я» недавно я прочитала, что когда ребенок совершил проступок, родитель должен дать себе время проследить реакцию самого ребенка на свое деяние. Если ребенок раскаивается, наказание будет неправомерным. Конечно, важно различать искреннее раскаяние и притворство. Даже среди взрослых искреннее раскаяние смягчает наказание. Тем более это касается воспитания детей. Я имею в виду, дети прощаются. Прочитав статью об этом, я сразу вспомнила, что наказывала Полину, хотя при этом она говорила, что сделала что-то нечаянно и больше не будет. На это стоит обращать внимание, по крайней мере, первые несколько раз. Если ребенку не верить, то он может не научиться раскаянию. Он будет учиться воспринимать мир жестоких отношений между людьми, в котором раскаяние и сожаление не принимаются во внимание. А раз так, то зачем прощать? Ребенок, который научился раскаиваться, добросердечен в отношениях с людьми.
* Получилось. Отношения с Полиной становятся менее напряженными, когда я выслушиваю, что она сама думает о своих поступках. Интересно, что она, как и все дети, многое делает без причины. Наверное, это своего рода исследование. Ребенок постигает действие физических законов. Выслушивание ее версии произошедшего само по себе меня успокаивает. Как-то все встает на свои места.
Кроме того, неплохо получается, когда она сама убирает «последствия»: например, пылесосит или моет полы. Это, несомненно, лучше, чем наказание. По крайней мере, она познает полный процесс действия физических законов: насорил – убери.