Из-за своих общественных дел не находила время на дальнейшее развитие темы «отношения с детьми». Но продолжить начатое можно в любой момент, поэтому я снова пишу о том, что меня уже не тревожит, а радует.
Напишу еще об одном методе. Раньше я совершенно подсознательно использовала его, но нерегулярно и не целенаправленно. И не замечала, насколько он хорош. Представьте, что ребенок требует «чего-нибудь вкусненького». А ужин через час. Я, конечно, предлагаю ей подождать: «Сначала картошка с сосиской, а потом вкусненькое». Сама постановка вопроса выводит Полину из себя! Она продолжает настаивать, а потом начинает ныть или даже давить из себя слезы. Раньше я повышала голос или делала еще что-нибудь такое. Теперь я задаю ей три вопроса (по порядку, дождавшись ответа):
— Тебе грустно стало, что я тебе не даю «вкусненькое» прямо сейчас?
— Я тебя понимаю: ты расстроилась?
— Ты думаешь, что я тебе ничего не дам?
То есть диагностирую состояние от грусти, гнева до страха. Это называется иначе эмпатией. Когда понимают мои чувства, мне становится легче пережить стрессовую ситуацию. Даже мне, взрослому человеку, трудно раскрыть свои чувства перед другими людьми. Тем более это архи-сложная задача для маленького ребенка, который даже слов правильных не знает. Задав эти три вопроса, я, как правило, отмечаю быстрое успокоение и наступившую умиротворенность Полины. Ребенок сдался, принял меня и согласился. Никаких споров на повышенных тонах. Просто и гениально.
И еще несколько слов про тайм-ауты. Этот прием мы с Антоном опробовали тоже еще до встречи с Грэевскими «Детьми с Небес». Ооочень эффективно! И никакого гнева в этот момент. Полина – девочка старательная, всегда пытается делать все правильно. Когда ее капризы начинают перегибать палку, я просто говорю: «Иди, посиди в комнате, поиграй одна и подумай». Она тут же начинает плакать, но уходит в комнату. Потом, спустя 2-3 минуты (Джон Грэй советует ждать одну минуту на один год жизни ребенка) иду к ней, и мы разбираем ситуацию вместе.
Тайм-ауты эффективны, если они – не наказание, а возможность для ребенка успокоиться, поэтому Джон Грэй рекомендует применять тайм-аут только в ситуации, когда ребенок выходит из-под контроля. Когда другие методы позитивного воспитания уже не действуют, и родители никак не могут заставить ребенка слушаться, тогда тайм-аут, что в истерике, что в простом упрямстве, становится идеальным средством успокоения ребенка и возвращения ситуации под контроль родителей.
Вот такие мои первые впечатления о «Детях с Небес». Автор, конечно, молодец, что напомнил мне о Небесном, Божественном происхождении моих детей. Они же – принцессы с совершенно необыкновенной родословной.